Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Путь к этой странице:

Вы здесь

Андрей Пшеницын: «Минимальный дефицит – один из главных результатов прошлого года»

Версия для печатиВерсия для печати

Доклад министра финансов Челябинской области А.В. Пшеницына на публичных слушаниях «О проекте закона Челябинской области «Об исполнении областного бюджета за 2016 год». 30 марта 2017 года

Бюджет 2016 года формировался в напряженных для страны и региона условиях. На тот момент из-за ограниченности доходов, экономических рисков и роста расходной нагрузки он был утвержден с максимальным дефицитом.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА

Поэтому один из главных финансовых результатов прошлого года, по нашему мнению, – это сведение бюджетного дефицита к минимуму. Вместо запланированных изначально 8,7 млрд рублей он составил 166 млн и был покрыт за счет собственных остатков.

Еще один итог прошлого года – снижение размера госдолга. В целом, в 2016 году долговые обязательства Челябинской области сократились на 15% – с 33,4 млрд в начале года до 28,5 млрд рублей в конце.

В прошлом году региону удалось рассчитаться с частью коммерческих займов, не прибегая к новым заимствованиям в банках.

Чтобы получить льготные, практически беспроцентные, бюджетные кредиты на рефинансирование и реструктуризацию имеющихся долгов, мы обосновываем потребность в деньгах на федеральном уровне. Взамен приходится брать дополнительные обязательства, достаточно жестко ограничивающие размер дефицита и госдолга региона.

В прошлом году за счет собственных средств и бюджетных займов, привлеченных под 0,1% годовых, были досрочно погашены более 8 млрд рублей банковских кредитов, что сэкономило бюджету 220 млн рублей.

Таким образом, долговые обязательства области по коммерческим займам уменьшились почти в три раза – с 13 до 4,9 млрд рублей, а их доля к собственным доходам бюджета сократилась с 13% до 4,5%.

Также на уменьшение госдолга повлияло и то, что инвесторы, которых мы поддерживали государственными гарантиями, стабильно гасили свои долги перед банками.

Если смотреть в целом по стране, то по итогам 2016 года Челябинская область вошла в двадцатку регионов с низким уровнем долговой нагрузки. По данным агентства «РИА Рейтинг», область поднялась с 21 места в 2015 году на 18 место в 2016-ом.

Отдельно хотелось бы отметить, что в октябре 2016 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings улучшило прогноз по долгосрочному рейтингу Челябинской области с «негативного» на «стабильный».

Наличие такого рейтинга снижает кредитные риски, позволяя региону при необходимости привлекать займы и решать вопросы рефинансирования существующих долговых обязательств по минимально возможным в текущих условиях процентным ставкам.

ДОХОДЫ

Теперь о доходах региона в 2016 году. Они, несмотря на сохраняющуюся напряженность внешних условий, продолжали расти. И это, безусловно, результат работы наших промышленников, малого и среднего бизнеса, всей экономики.

В 2016 году доходы областного бюджета составили 132,6 млрд рублей, что на 5% или на 6,7 млрд рублей больше, чем годом ранее.

СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ

Свыше 80% из них – собственные, налоговые и неналоговые поступления в сумме 108,2 млрд рублей, которые увеличились по отношению к 2015 году на 9%.

По объему налоговых и неналоговых доходов в 2016 году Южный Урал находится на 17-ом месте среди других регионов страны.

Первоначальный годовой план по собственным поступлениям перевыполнен на 18%. Сверх плана получено 16,6 млрд рублей.

Благодаря сотрудничеству бизнеса и власти, ответственному подходу со стороны большинства налогоплательщиков только за последние три года собственная часть доходов бюджета выросла почти в полтора раза.

Органы власти со своей стороны продолжают работу с доходной базой:

1) на уровне региона и в каждом муниципалитете специальные комиссии постоянно работают с задолженностью по платежам в бюджет. Результат их деятельности в 2016 году – свыше 2 млрд рублей, дополнительно поступивших в консолидированный бюджет области;

2) проводится оптимизация имущества, используемого для выполнения государственных функций. За 2016 год от реализации такого имущества в бюджет региона получено 875,6 млн рублей;

3) выявляются и ставятся на учет ранее не зарегистрированные земельные участки, строения и другие объекты налогообложения.

4) продолжается работа по повышению эффективности предоставляемых налоговых льгот. В 2016 году губернатором и депутатами области принят ряд значимых решений.

Предоставлены льготы по налогам на имущество и прибыль новым категориям организаций, прежде всего инвесторам. Надеемся, что это даст эффект в виде повышения инвестиционной активности организаций области и в последующем – увеличения платежей в бюджет;

5) перспективным направлением стала работа с резервами доходов местных бюджетов.

В 2016 году в результате выполнения соответствующих планов мероприятий местные бюджеты пополнились на 190 млн рублей.

Губернатором предложено ввести механизм стимулирования территорий к дальнейшей работе в этом направлении. Он заработает со следующего года, и будет учитывать итоги работы муниципалитетов за 2017 год. Территориям вернут 50% доходов, которые поступят в региональный бюджет от их работы с должниками по налогам.

Возвращаясь к региональному бюджету, отмечу, что почти 95% собственных доходов областного бюджета обеспечены пятью доходными источниками. Это налоги на прибыль и имущество организаций, на доходы физических лиц, налог по упрощенной системе налогообложения и акцизы.

Поступления выросли по большинству налоговых источников.

1. По сравнению с 2015 годом налог на прибыль организаций вырос на 13,4%. По статистическим данным, объем прибыли организаций по всем хозяйственным видам экономической деятельности за 2016 год по сравнению с 2015 годом увеличился на 63,5%, в металлургии – в два раза.

2. Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 8%, что обусловлено ростом фонда заработной платы.

3. Высокий прирост продемонстрировали акцизы, поступления которых выросли на 40% в связи с дополнительной индексацией акцизных ставок на нефтепродукты.

Напомню, в 2016 году тема акцизов и их распределения между регионами была особенно актуальной. Свою позицию по этой теме мы обозначили в начале года на Днях Челябинской области в Совете Федерации. Затем на экспертных площадках разного уровня обсуждали необходимость возврата к централизованному распределению акцизов на алкогольную продукцию.

Отстаивая интересы Южного Урала, мы предлагали механизмы, от которых финансово выиграют большинство регионов. Итогом активной дискуссии в профессиональном сообществе стала частичная корректировка механизма зачисления акцизов на алкоголь в региональные бюджеты.

С 2017 года по новой схеме 10% акцизов от крепкого алкоголя поступают в бюджеты субъектов. И в этом есть немалая заслуга Челябинской области. Работа в этом направлении продолжается.

4. Прирост поступления налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в 2016 году составил 8,3%.

5. Доходы по налогу на имущество организаций незначительно снизились. Но это связано с переплатой по налогу в предыдущие годы.

Отраслевая структура доходов постепенно меняется. За последние три года в 2,5 раза вырос вклад металлургического комплекса (с 8% до 20%). Стабильны платежи организаций, работающих в сфере услуг (29%) и торговли (12%). Отмечается небольшое увеличение доли машиностроения (с 7,3% до 7,7%) и энергетики (c 3% до 3,6%).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

С федерального уровня в 2016 году область получила 24,4 млрд рублей.

Значительная часть финансовой помощи федерации – это 15,6 млрд рублей – имела целевую направленность. Самые крупные суммы пришлись на социальные выплаты населению, поддержку сельского хозяйства, дорожную деятельность и проведение мероприятий в сфере здравоохранения и образования.

Нецелевая поддержка в виде дотаций составила 8,8 млрд рублей.

Чтобы сохранить привычный уровень господдержки, региональная власть активно работала с федеральными ведомствами, обосновывая потребность в этих деньгах и дополнительном финансировании.

Дополнительно к первоначально утвержденному бюджету поступило более 6 миллиардов.

РАСХОДЫ

Основное направление финансовой политики в части расходов – это своевременное и полное выполнение обязательств, а также повышение эффективности использования средств.

1) С 2016 года областной бюджет имеет программную структуру. Более 90% расходов осуществляются в рамках государственных программ и нацелены на конкретные результаты. Это позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее значимых по социально-экономическому эффекту направлениях и оценивать эффективность достижения целевых показателей.

2) На уровне правительства области введен механизм, в соответствии с которым средства, сэкономленные по итогам госзакупок, резервируются и направляются на погашение дефицита.

3) В 2016 году были применены новые подходы к предоставлению целевых средств из бюджета, а именно по факту возникновения потребности. О них я скажу далее.

4) Активно использовались все доступные инструменты управления ресурсами. Так в периоды недостаточного поступления доходов мы временно используем остатки средств на счетах учреждений и дешевые краткосрочные кредиты в Федеральном казначействе.

В случаях, когда в определенный период доходы превышают текущие расходы, мы размещаем временно свободные ресурсы на депозитах. Доходы от размещения в 2016 году составили 310 млн рублей, что позволило сократить на эту сумму расходы на обслуживание госдолга.

Все это в совокупности повышает эффективность использования ресурсов, так как позволяет обеспечить наличие собственных средств в объеме, необходимом для осуществления расходов.

В целом расходы областного бюджета в прошлом году составили почти 132,8 млрд рублей и по сравнению с 2015 годом выросли на 5% или на 6,4 млрд рублей.

РАСХОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

96,7 млрд рублей — это расходы социального характера. Их доля в бюджете – 73%.

Расходы в сфере:

образования – 33,4 млрд рублей с приростом 2% к 2015 году;

здравоохранения – 27,7 млрд рублей с приростом 1,7%;

социальной политики – 26,4 млрд рублей с приростом на 9,7%;

физкультуры и спорта — 2,5 млрд рублей. Небольшое снижение к прошлому году связано с завершением строительства отдельных спортивных объектов;

культура — чуть более 1 млрд рублей с приростом на 2%.

ЗАРПЛАТА

Значительная часть средств консолидированного бюджета области – 62,3 млрд рублей – направлена на зарплату работников бюджетной сферы. Это на 4,4 миллиарда или на 7,5% больше, чем годом ранее, в связи с повышением оплаты труда по указам президента страны и увеличением МРОТ с 1 июля 2016 года.

РАСХОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Из числа расходов экономического характера наиболее значительный объем финансирования направлен на дорожное хозяйство – это более 11 млрд рублей с приростом на 28%.

Средства на поддержку сельского хозяйства составили 4,6 млрд рублей с приростом на 3,2%.

ТРАНСФЕРТЫ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ

Чуть более половины всех расходов областного бюджета или 70 млрд рублей составили трансферты муниципальным образованиям. В 2016 году территории получили на 3,7 млрд рублей больше, чем годом ранее.

Средства областного бюджета в размере 48,7 млрд рублей перечислены на реализацию переданных полномочий с увеличением к предыдущему году почти на 7% по таким направлениям как:

- обеспечение общеобразовательного процесса в школах и детских садах;

- социальная поддержка и соцобслуживание населения;

- обеспечение деятельности муниципальных медучреждений.

Другая часть трансфертов — 21,4 млрд рублей – это помощь территориям в реализации муниципальных полномочий.

В виде дотаций и целевых средств на выплату зарплаты, оплату ТЭР направлено 12 млрд рублей с приростом на 19,7% к уровню 2015 года.

2,4 млрд рублей – помощь на дорожное хозяйство;

3,6 млрд рублей – поддержка капитальных вложений муниципальных образований.

В последние два года на уроне областного правительства усилен контроль за долговой политикой территорий. Муниципалитетам, которые рассчитывают на финансовую помощь из областного бюджета, теперь необходимо согласовывать привлечение банковских кредитов.

Применяя механизм согласования, мы предупреждаем возникновение необоснованной кредитной нагрузки на местные бюджеты и видим положительные результаты в этой работе, а именно – снижение количества муниципалитетов, имеющих долги перед банками.

В начале 2016 года таких территорий было 12, по итогам года – 8.

Кроме того, в соответствии с поручением губернатора, мы перешли на предоставление основной массы трансфертов, исходя из документально подтвержденной потребности.

Сейчас территории получают деньги к моменту, когда необходимо внести аванс или провести оплату выполненных работ в соответствии с контрактом. Ранее сроки возникновения реальной потребности в деньгах не учитывались. В результате средства находились на счетах муниципалитетов в виде остатков, в то время как областной бюджет мог испытывать трудности в осуществлении расходов.

Напомню, новый механизм финансирования территорий внедрялся поэтапно. В 2015 году по данной схеме перечислялось 15% целевых трансфертов, в 2016-ом – 54%, а в текущем году – уже 82%. За это время объем целевых средств, «зависших» по итогам года на счетах местных бюджетов, сократился почти в 6 раз.

Окончательный переход на предоставление целевой финпомощи, исходя из реальной потребности в деньгах, произойдет в 2018 году.

Добавлю, что похожий механизм финансирования с прошлого года действует и в отношении юридических лиц, получающих субсидии из областного бюджета.

В целом названные меры, как показывает практика, усилили контроль за обоснованностью бюджетных расходов.

Бюджетная политика Челябинской области в 2016 году была направлена на обеспечение сбалансированности и сохранение финансовой устойчивости региона. Как отметил при подведении итогов года губернатор, эта задача была выполнена.

Напомню, по традиции мы подготовили отчет об исполнении областного бюджета в доступной для граждан форме. Так называемый «Бюджет для граждан», рассчитанный на широкий круг лиц, отражает основные характеристики и показатели исполнения бюджета, результаты реализации госпрограмм. Электронная версия отчета размещена на сайте Министерства финансов региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.